08:16 

plain flier
Ты заходи, если что. (с)
После долгих размышлений решила все-таки выложить эту статью здесь. Она была написана специально для ФБ-2012.

Название: О синкретизме героев и трикстеров в научно-фантастических сериалах: на примере «Farscape» и «Star Trek:TOS»
Фандом: Farscape, Star Trek: TOS, другие упоминаются
Автор: plain flier
Форма: фандомная аналитика
Персонажи: упоминаются многие
Категория: джен
Рейтинг: от G до PG-13
Размер: 1657 слов

В современной фантастике (литературе и кино) широко распространены сюжеты про так называемых «попаданцев», героев очутившихся силой обстоятельств в иной эпохе (прошлое или будущее) или в другом мире, для которого присущи свои законы, неизвестные технологии, культурные традиции. Вырванному из привычной среды, «попаданцу» приходится преодолевать эпические трудности, чтобы освоиться в новых условиях и постараться найти обратный путь домой. В этом ему обычно помогают или огромные знания в различных областях, или невероятная интуиция, незаурядная смекалка, которые выгодно выделяют его на фоне коренных обитателей и помогают добиться поставленных целей.

Классическим примером подобного рода героев в научно-фантастических сериалах являются Бак Роджерс, Дилан Хант. Заброшенные в будущее, они настолько превосходят личными качествами и способностями окружающих, что выступают по отношению к ним практически сверхлюдьми.

Однако известен и другой тип «попаданца» – неудачника и неуклюжего дурачка, простофили, тем не менее, умудряющегося занять свое место в мире будущего (Фрай из «Футурамы»).

В любом случае, идет ли речь о неудачнике или о супермене, подготовленном к любым неожиданностям, «попаданец» – непременно положительный герой, которому помогают чудесные персонажи. Это прием, позаимствованный из сказок: когда герой по какой-то причине не обладает необходимой информацией или не в состоянии выполнить поставленную перед ним задачу, то на помощь обязательно приходят волшебные помощники, воплощающие собой не что иное, как дополнительные функции героя.

Один из ярких примеров «попаданцев» в научно-фантастических сериалах – Джон Крайтон (Farscape»). Главное его отличие от того же Дилана Ханта или Бака Роджерса – то, что изначально Крайтон не претендует на роль супермена. Хотя формально он имеет за плечами специальную подготовку, все-таки то, с чем ему приходится столкнуться, для него ситуация непредвиденная. Поэтому он представляет собой архетип дурачка, который пока ничего не знает и не умеет. Но как положительному герою сказок, ему доступна возможность обзаводиться волшебными помощниками, владеющими необходимыми могущественными знаниями и способностями и тем самым помогающими ему на первых порах выживать в том мире, куда его забросила червоточина. Постепенно он приобретает черты супермена и проходит путь от сказочного Иванушки-дурачка до спасителя мира со всеми причитающимися по этому статусу атрибутами. Вплоть до «лежания в гробу» и оплакивания. Это сближает его с другим образом, уже мифологическим – культурным героем-спасителем – и выводит на целый ряд интересных сопоставлений и выводов.

Итак, Крайтона закидывает червоточина на другой конец галактики подобно тому, как Иванушку-дурачка иногда забрасывает неведомой силой, или уносит волшебной птицей на край света. Но каким бы путем герой не попадал в некий чудесный и прежде недоступный ему край, главное – это то, что до самого путешествия туда он фактически не существовал. Вся его жизнь «до» оказывается лишь своего рода прелюдией, подготовкой к главному событию его жизни. Приключению, после которого меняется он сам и меняется отношение к нему. Фактически то, через что проходит герой – это ритуал, обряд перерождения для дальнейшей жизни уже в ином качестве. В ходе этого перерождения, он сталкивается с теми или иными противниками – воплощением, архетипами собственных страхов и пороков, сражаясь с которыми он должен победить их в себе (1). В нашем случае под противниками выступают те или иные отрицательные персонажи, с которыми Крайтону приходится сталкиваться. Особое место среди них занимает – Скорпиус. Он та часть Крайтона, которую ему необходимо победить в первую очередь в себе.

Однако Скорпиус не просто темное начало, с которым необходимо сразиться положительному герою, чтобы подняться над самим собой и заслужить награду. Он – его отражение. Он – трикстер. И это второй момент, который роднит Крайтона с культурным героем, так как в мифах образ культурного героя и трикстера нередко представляет собой неразрывное целое.

Главная особенность трикстера заключается в его двойственной природе, в том, что он дублер героя, его двойник, зеркальный близнец и при некоторых условиях сам может занять его место, заменить его, уподобиться ему. То есть трикстер – потенциально герой, так как обладает набором качеств, присущих герою, только как бы вывернутых наизнанку вследствие изначального антагонизма. Если герой – воплощение созидающих сил, то трикстер – сил разрушения. Оба эти начала не могут существовать одно без другого. Соперничество и вражда героя и трикстера, как раз обусловлены борьбой и взаимодействием этих двух сил в мире.

В мифологии известен не один пример неразрывной связи героя и трикстера (как сил созидания и разрушения): Один и Локи, Осирис и Сет. Дальнейшее развитие образов привело к созданию христианских представлений о дьяволе, противостоящем богу. В новейшей мифологии, нашедшей отражение в некоторых фантастических сериалах этот ряд можно продолжить: Кью и капитан Пикард, Доктор и Мастер, Джон Крайтон и Скорпиус.

В «Farscape» также сущность трикстера в карнавальном обличии выступает в виде ипостаси Харви. Знаменательно в этом плане, что Крайтон называет карнавальный образ Скорпиуса именем кролика, который во многих архаичных мифах в числе прочего выступал не только в роли трикстера, но и в роли культурного героя. Это опять же подчеркивает синкретизм главных героев сериала.

Образ трикстера часто носит зооморфные черты. Они призваны подчеркивать его принадлежность к миру сверхъестественного, его отличие от людей и мира обыденного. Другой способ, к которому прибегают, чтобы вывести на первый план инаковость трикстера – это традиция изображать его в уродливом виде, в одежде нелепой, необычной, одновременно наделяя поведением аморальным, вызывающим, не укладывающимся в привычные схемы. Достаточно вспомнить облик Скорпиуса и его наряд, чтобы согласиться с тем, что он как никто другой подходит под это описание.

В то же время нельзя сводить двойственную природу трикстера только лишь к оборотничеству, к животному началу. Это будет ошибкой. Было бы слишком легко и просто полагать, что трикстера можно вычислить по его способности изменять облик, по животному началу, прослеживающемуся в его внешнем виде, заложенному в его природе. Не всякий герой с двойственной природой является трикстером и не всякий трикстер обладает этой двойственностью. Трикстера можно вычислить лишь по тому, как он добивается своих целей (при помощи обмана, лжи, трюков). Поведение трикстера не подчиняется нормам и стандартам одобряемого в обществе поведения. Им руководят страсти, импульсы, инстинкты. Трикстер изначально антисоциален. Он стоит над моральными и социальными ценностями общества, либо, не зная их, либо отвергая во имя высших целей, недоступных пониманию рядового большинства.

В некоторых культурных традициях непонимание или неприятие мотивов его поведения приводило к противоборству с положительным героем.

На протяжении сериала мы видим, как Джон Крайтон борется с разрушительным началом, не признавая его наличия в себе, рассматривая его исключительно как постороннюю враждебную силу, и в итоге добивается победы над ним, символом которой выступает смерть Харви.

Но не всегда результат столкновения между собой созидательного и разрушительного начала сводится к уничтожению одного из них. В научной фантастике есть примеры того как эти две силы работают сообща, не вызывая непримиримого конфликта.
В Star Trek: TOS мы можем наблюдать триаду героев при полном отсутствии спутника-трикстера. Отсутствие трикстера объясняется тем, что его функции были равно поделены между главными героями. Они как бы являются их встроенной функцией. На примере капитана Кирка, мистера Спока и доктора Маккоя мы можем наблюдать, то, что происходит в результате слияния образов трикстера и героя-созидателя. Это любопытный феномен, отчасти объясняющий притягательность их образов и ответ на вопрос, почему сложно привязать героев сериала к каким-то определенным, отдельным архетипам. Потому, что в данном случае, речь идет об одном-единственном архетипе – архетипе культурного героя, едином в трех лицах.

Но почему в результате слияния героя с трикстером происходит разделение на триаду? Откуда берется третий компонент? Это сила равновесия. Та самая, из которой герой и трикстер черпают свои магические способности. Та, что не дает одержать победу одной из сторон, служит связующим звеном между ними, одинаково присущая им обоим.

Триединство героев, когда они рассматриваются как одно целое и по существу их нельзя рассматривать отдельно друг от друга, имеет древнее происхождение. Во многих религиях прошлого была принята система формировать тройки богов согласно их функциям. Так что в лице Кирка, Спока и Маккоя перед нами три разных ипостаси одного героя/трикстера. Троица, если использовать другой не менее древний образ. Да простят нас за использование христианской терминологии. Но это именно триединство, где каждому лику отведена своя роль и функция. И тут для лучшего понимания проблемы необходимого обратиться к образу Тримурти. По философии гун – это три божественных лика, три образа, являющиеся проявлением единой сути-абсолюта, воплощающего в себе функции созидания, сохранения и разрушения мира. Кто эти божества?
Брахма – сила созидания. Воплощение страсти, действия, активности.

Вишну – сила сохранения. Воплощение ясности, уравновешенности, сознательности.
Шива – сила разрушения. Воплощает в себе бессознательное, инертное, пассивное начало, несущее в себе помимо прочего интуицию.

На основании этого описания нетрудно определить, кто из героев Стар Трека какую роль играет и воплощением каких сил и какого образа является.
Маккой – всегда побуждение, порыв, действие. В нем наиболее ярко нашли проявления черты классического героя-демиурга – чье предназначение удовлетворять насущные потребности человека и облегчать его страдания.

Спок осмысливает, анализирует как порывы, так и сами поступки и поддерживает статус-кво.

Кирк – воплощение как энергии, необходимой для претворения порыва, мысли в жизнь, так и того, что лежит в глубинах сознания. Поэтому энергия содержит в себе и деструктивное, и творческое начало. Стихия, которая, если её не направить в нужное русло может уничтожить всё, включая саму себя. В его образе сильнее всего нашло выражено темное начало.

Выяснять кто из них в большей степени герой, а кто трикстер – задача неблагодарная и невыполнимая. Они все несут в себе черты героя и трикстера. Спок обладает всеми внешними признаками трикстера – непохожесть на людей, двойственная природа, несколько необычное происхождение. Но в своей сущности он – герой, который борется с этой двойственностью, не желает с ней мириться, неудовлетворен своим положением. Он герой, идущий по пути святости, т.е. пути поиска совершенства, с попытками отречения от мира, аскезы, с целью достижения совершенного состояния. Недаром в некоторых традициях Вишну был связан с жертвоприношениями, подвижничеством и йогой. В противовес ему Кирк обладает практически идеальными внешними данными, что позволяет ему выступать в роли классического героя-любовника, и совершенного героя-воина. Но именно внутри него сконцентрировано темное начало, присущее трикстеру. В качестве подтверждения достаточно вспомнить историю о разделении Кирка на две половины – злую и добрую.

В отличие от Джона Крайтона, который предпочитает бороться с собственным разрушительным началом, герои Star Trek: TOS разными путями приходят к признанию, осознанию своей двойственности, наличию в себе деструктивных сил. И, в конечном счете, принимают себя такими, какие они есть. Они даже учатся использовать в своих целях силу разрушения и извлекать преимущества из своей двойственной природы.

Примечание:
(1) Интересно, что для стороннего зрителя ситуация меняется. И те же персонажи могут выступать для него не архетипами страхов и пророков, а воплощением, образами тех или иных ценных качеств, обладать которыми он бы не отказался. Ценные качества будут у каждого свои, согласно составленному рейтингу приоритетов.

@темы: на русском, Скорпиус, Джон Крайтон

Комментарии
2014-09-22 в 19:55 

ashatry
инфузория тупенька
Любопытно.

2014-12-15 в 16:55 

bulldozzerr
бульдозер - истинный альтруист, гребет только от себя!
нет, что не говорите, не могу назвать Скорпи однозначно негативным песонажем, или "трикстером". В Фарскейпе с этим понятием вообще все сложно - порой главные герои совершают омерзительные поступки - пердательства, ложь и подставы (Отрезать безоружному пилоту конечность, сдать друзей стражам и прочее)... И очень часто там именно тот, кто раньше выступал антигероем для основных приключенцев внизапно совершает благороднейший поступок, на который даже бы приключенцы не все пошли... Вспомнить того же капитана Крейса - ним "пугали зрителя" весь первый чезон и часть второго. А в третьем все рыдали над его сверх-эпическим самовыпилом на Тэллине во имья бобра и света! О Скорпи я вообще молчу - его мотивации и порывы были отнюдь не направлены на победу темных сил... Да и благородства он совершил порой больше. чем сам Крайтон! В Фарскейпе вообще все сложно с понятием "добро-зло".

2014-12-16 в 09:32 

plain flier
Ты заходи, если что. (с)
bulldozzerr,
О Скорпи я вообще молчу - его мотивации и порывы были отнюдь не направлены на победу темных сил... Да и благородства он совершил порой больше. чем сам Крайтон! В Фарскейпе вообще все сложно с понятием "добро-зло".
Так и есть. По большому счету герой не обязательно тот, кто всегда поступает хорошо и правильно. Часто это просто главное действующее лицо. Тот, кто оказался в центре внимания по какой-то причине.

2014-12-16 в 21:13 

bulldozzerr
бульдозер - истинный альтруист, гребет только от себя!
По большому счету герой не обязательно тот, кто всегда поступает хорошо и правильно. Часто это просто главное действующее лицо. вот жаль просто, что многие этого НЕ понимают... К тому же не все умеют это правильно показать в фильме. В Фарскейпе показано довольно правильно - нет героев и антигероев, есть яркие личности и конфликт интересов. Ну еще в Игре Престолов смогли показать эту неоднозначность... А так - за кого сценаристы, тот и "хороший"... Как было в третьих Трансформерах, к примеру.

   

Farscape

главная